Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 20.03.2015

Девять кругов русского ада

Дмитрий Львович Быков не так давно рассказывал о вынашиваемой им концепции, которую он начал придумывать с покойным Михаилом Успенским, – о русской «Божественной комедии». В ней должны быть иные круги ада и иные прегрешения, за которые туда попадает человек.

С этим трудно не согласиться. Так Дмитрий Львович назвал, точнее, отверг только одно – коррупцию. Ну, право же, коррупция так с нами срослась, что об её вредительстве уже просто неуместно говорить. Это скорее инструмент в аргументации, позволяющий ускорить какой-либо процесс.

А о чём тогда уместно вообще говорить?

Предлагаю вместе об этом поразмышлять, а Быков, как доведёт до ума свою концепцию, утрёт нам нос. Через пару-тройку лет, а пока…

Истых православных христиан прошу не беспокоиться: никто не собирается перевёртывать и искажать святые писания. Это скорее попытка поговорить о русской ментальности в контексте творчества Данте да и в целом вне этого контекста.

Тема сложная и одновременно очень занимательная.

Первые шесть кругов отметаются сразу же. Русская душа широка и такие прегрешения у неё либо граничат с добродетелью, либо являются обыденностью. Не верите? Смотрите.

Первый круг – некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане. Чувствуется сразу некоторая фальшь. Да у нас будь ты еврей, эскимос, дикий африканец или марсианин – всё равно, молись своим богам, сколько душе угодно. Главное – чтобы человек ты был хороший.

Поэтому на первом кругу у нас оказываются другие люди – бездарные. И не кто-то конкретный распределяет их: кто талантлив, кто нет. Нет такого цензора. Только они, эти грешники, сами – коли чувствуют, что попросту тратят свою жизнь. И здесь не идёт речь о стихах, картинах, музыке – об искусстве. Под бездарностью русский человек понимает ненужность не только людям, но и Богу. Переводя на православный язык: человек такой ходит без своего креста, не несёт его. То есть живёт праздной и пустой жизнью. Тратит своё время на чепуху.

Второй круг отдан сладострастникам. Но это ли грех? Возможно. Только русскому человеку до всего этого нет никакого дела: он пашет от зари до зари и не видит ничего кроме любимой жены. Они вместе строят и крепят семью, воспитывают детей – какое уж там сладострастие?

Поэтому и второй круг у нас иной. Здесь скорее находятся надсмешники, нежели сладострастники. Язвительные личности, колкие на язык. Может быть, завистливые. Да и беспричинные разоблачители белых репутаций, стремящиеся очернить ни в чём не повинного человека. Глядишь на такого и думаешь: «А что у него самого за пазухой спрятано?»

Половина русских (да и мировых) медиа идёт вброд по второму кругу.

Третий круг – обжоры и гурманы, но это же просто смешно. Где нам и когда наедаться, когда вынужден держать пост: деньги уходят то на квартплату, то на детей. А иной раз и рад, что выпадает случай полакомиться изыском.

В то же время на этот счёт двоецарствует и другое мнение. Один современный поэт, по-моему, это был Виталий Пуханов, недавно сетовал, что раньше на новогоднем столе были ананасы, апельсины, икорка – и сам собой случался праздник. Просто от того, что на столе присутствуют эти продукты. Сегодня такого и в помине быть не может. В магазинах есть всё. Иди да бери, коли заработал и можешь себе это позволить.

Поэтому у нас в третьем кругу скорее не обжоры и гурманы, а богатые люди (хочешь или нет, но вступает классовая борьба), которые кичатся своим мамоном, простите, – хамоном и пармезаном. Они же – вруны. То есть те, кто когда-то хорошо кого-то обманул и поднялся на этом. Те, кто не чурается ложью, а вдобавок слухами и сплетнями. То есть пустословы, которым нет веры и доверия.

Четвёртый круг отводится людям скупым и расточительным. Вот тут-то русская душа вступает в самую бескомпромиссную борьбу. Если идёт славная гульба, если кругом отличная душевная компания, почему бы не накрыть большой и щедрый стол? И одновременно: если ты знаешь, что эта копейка канет в бездну, зачем её (от)давать?

Сюда скорее подходит другая категория людей – жадных. Вот уж кого у нас не любят. В России это святое – отдать последнюю рубаху, поделиться последним куском хлеба. Попробуй сжадничать – сразу увидишь, чем дело кончится: отвернётся весь мир и воцарится ад. Без чертей, без сковородок – просто вокруг будет пустота. Ни один человек не пойдёт на контакт.

В пятый круг попадают люди, подавшиеся гневу или унынию. Насколько это применимо к нам? Русский человек может унывать (есть от чего) довольно долго, зато как потом возьмётся за дело – глядишь: только щепки летят. И всё делается ладно. И всё простительно за это. А гнев – это, извините, наше национальное средство воспитания. Пока строгий отец (начальник, президент) не возгневается на своего отпрыска (служащего, народ), не отлупит его, не изругает, отпрыск ничего не поймёт. Такой уж у нас характер, такая, мать её ети, ментальность.

Шестой круг – еретики и лжеучителя. У нас есть хорошая поговорка: «Мели Емеля, твоя неделя». Можно сколько угодно пустословить (за это на круг), врать (за это уже на круг) – у нас это как-то проходит мимо ушей. Посмотрите на госпропаганду. Если бы он действительно доходило до людских сердец, страна просто-таки уже не существовала бы. Была бы разорвана в клочки своим же народом. И скакали бы по бескрайней русской тайге суровые ковбои. Но нет, есть у нас какой-то иммунитет. Потому и за грех это не считается.

Сюда вхожи другие – эгоисты, то есть люди далеко не скромные. Те, что живут на показ и радуются этому. Не по-русски это как-то. Одно дело медийные персоны, у которых открытая жизнь – дань профессии. Другое дело – те, что гонятся за пятнадцатью минутами славы, и в этой погоне ничем не пренебрегают.

А вот с последними тремя кругами у нас всё, как у людей.Седьмой кругнасильники. Тут никаких вопросов быть не может. Зуб за зуб, око за око, как говорится. Но в том понимании, что не кто-то отомстит тебе за твоё злодеяние, а Бог воздаст.

Восьмой круг обманщики. Тут у людей с русской ментальностью появляются ещё свои нюансы. Во-первых, очень страшно должны караться те индивидуумы, что не отвеют за свои слова. Ох, как строго у нас за этим следят! Не знаю уж, откуда это пошло. Из тюремного мира в большой русский мир или наоборот.

Помимо таких людей сюда же подпадают те, что выдают себя не за того, кто они есть на самом деле. Назвался груздем, полезай в кузов. А нет – так, извини, с тобой разговор будет короткий.

Девятый кругпредатели. Опять же – всё просто. Только у нас появляется ещё один (не)большой нюансик: женщины. Это вообще такие люди, которым простительно практически всё. Они как дети – ещё несмышлённые, ангелоподобные, им прощаются проказы, с ними ведутся беседы (переговоры). Очень страшная ситуация для мужчин, но, кажется, так и есть.

Что до остальных русских пороков типа лени, пьянства, дураков, мата – всё это в масштабах страны столь мелко, столь неприметно, что подходит больше для анекдотов.

Словом, у нас свои девять кругов ада. Русского ада.


Олег ДЕМИДОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования