Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 20.03.2015

Ответим клеветникам во имя духовности?

3 марта, выступая на круглом столе о поддержке авторов художественной литературы, вице-спикер Государственной Думы Сергей Железняк предложил принять законы, «стимулирующие писателей творить во имя духовности» (www.newsru.com, 3 марта 2015) – например, сделать писательство официальной профессией, с занесением в реестр. Мне же такая постановка вопроса – «стимулировать писателей творить во имя духовности» – кажется весьма сомнительной.

О чём, собственно, речь, что такое эта духовность? Железняк этого не разъяснил, ограничился лишь общими фразами о «духовном и нравственном воспитании наших граждан, особенно подрастающего поколения». Несколько подробнее раскрыл эту тему Переяслов, который предложил ввести для писателей должности при учебных заведениях, где они могли бы проводить творческие семинары и мастер-классы. Это, считает секретарь Союза, «будет способствовать переходу писателей от “вечной оппозиции” к действующей власти в сторону более взвешенной позиции». Вообще говоря, вечная оппозиционность – и вправду не самая разумная позиция. Но что предлагается взамен, какая «духовность» – по-прежнему неясно.

Полагаю, что эта «духовность» сродни тому, о чём сказал писатель Михаил Тарковский  25 января этого года на церемонии вручения премии «Золотой Дельвиг». Сказал же он, по-сибирски «рубя правду-матку», следующее: «Когда такая волна ненависти идёт на Россию, ждёшь, как никогда, небывалой волны любви к нашей Родине от соотечественников. А вместо этого появляются какие-то Белые слюни почтальона Левиафанова... Сейчас такое время, что любое произведение искусства нужно оценивать по единственно верному критерию – является ли оно ответом клеветникам России!» («ЛР», №5, 2015).

Почему я так думаю? Да потому, что уже много лет, по крайней мере, с конца 90-х годов, проповедь духовности у нас в России идёт рука об руку с пропагандой патриотизма, причём патриотизма вполне определённого сорта. Этот сорт патриотизма предполагает, во-первых, ненависть к Западу и его «агентам влияния», во-вторых, безусловную лояльность к государству и национальному лидеру, а также нетерпимость ко всем недостаточно лояльным (мол, «не нравится – валите», «пятая вы колонна», «национал-предатели»!). А если государство поссорилось с другим государством или коалицией, то настоящий патриот, как убеждают нас проповедники духовности и патриотизма, должен родное государство поддержать, и не важно, на чьей стороне справедливость («права моя страна или нет – это моя страна!»).

Примерно в этом духе высказался и Михаил Тарковский: на нашу страну идёт волна ненависти, мы должны дать отпор клеветникам! А может, стоит сначала разобраться, из-за чего поднялась эта волна и так ли уж несправедлива эта ненависть? В конце концов, в России, литературоцентричной стране, писатели традиционно были не просто сочинителями, а совестью народа (или, по крайней мере, считались ею). И вот один из них требует от собратьев по перу (а заодно и от всех прочих творцов) заботиться только об «ответе клеветникам России». Хороша же будет совесть, занятая только ответами «клеветникам» (то есть самооправданием – любимым, кстати, занятием нынешних российских «патриотов»)!

Тарковский, правда, уточняет, что «сейчас такое время» – «волна ненависти идёт на Россию». Да, идёт, – но и в самой России хлещет через край ненависть ко всем, кого считают врагами – к «пиндосам», «гейропейцам», «укропам», «пятой колонне»… Наши «патриоты» злорадно смеются над погибшими украинцами (например, над жертвами недавнего взрыва в Харькове); вовсю мечтают о том, что будет, «когда мы оккупируем Америку»; отпускают расистские шуточки по адресу Обамы, называя его обезьяной (а ещё говорят, что против фашизма); призывают «зачистить» «пятую колонну» (такой лозунг несли на недавнем шествии «Антимайдана). И ведь многие из них уверены, что так они поддерживают свою страну в информационной войне, отвечают клеветникам России, хотя на деле играют им на руку.

Я хочу понять: за что, собственно, сражаются все эти бесчисленные бойцы информационного фронта, готовые в патриотическом раже сбросить с себя человеческое обличье? Что они «защищают» своими агрессивными, злорадными, шапкозакидательскими выкриками в сети, в печати и на митингах? Интересы России? Но разве это в интересах России – предстать перед миром страной агрессивных недалёких дикарей, жаждущих власти над миром и истребления всех, кто им не нравится? Или, может, они защищают интересы властей – тех самых, что, пропагандируя духовность и патриотизм, в то же время губят медицину, образование и науку в России, грабят страну и вывозят награбленные деньги в заграничные банки?

Дмитрий Чёрный недавно писал о том, как прокремлёвские активисты из НОД и «Антимайдана» (на словах, кстати, ярые патриоты и антизападники), пропагандируя национализацию ЦБ и тому подобные меры, пытаются «социалистическими настроениями подкрепить диктатуру силовигархии» («Антимайданизм или антиолигархизм?», «ЛР», №7, 2015). Такие же цели наверняка преследует и затея депутата Железняка. Я далёк от намерения обвинять Михаила Тарковского в намерении прислуживать властям – но ведь он в своём выступлении призвал, по сути, к тому же, что и депутат Железняк. И таких случаев в России в последнее время полно – подавляющее большинство наших патриотов, даже ярые оппозиционеры вроде Эдуарда Лимонова, теперь горячо одобряют и поддерживают политику Кремля. Почему? Потому что «сейчас такое время» – всем надо сплотиться для отпора врагу? Что-то не то, совсем не то творится с патриотизмом в современной России, если искренние патриоты оказываются на одной стороне с лукавыми правителями – к вящей выгоде последних.

А что касается предложения Николая Переяслова ввести для писателей должности при учебных заведениях, чтобы они могли там проводить свои семинары и мастер-классы – пусть его обсуждают профессиональные литераторы. Им виднее, нужно это или нет.


Максим АТЯКШЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования