Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 10.04.2009

Птица-Гоголь Леонида Парфёнова

В ка­нун двух­сот­ле­тия со дня рож­де­ния Ни­ко­лая Го­го­ля Пер­вый ка­нал рос­сий­ско­го те­ле­ви­де­ния пред­ло­жил нам двух­се­рий­ный до­ку­мен­таль­ный фильм с мно­го­обе­ща­ю­щим на­зва­ни­ем «Пти­ца–Го­голь». Его ав­тор – бли­с­та­тель­ный жур­на­лист Ле­о­нид Пар­фё­нов и на этот раз убе­ди­тель­но про­де­мон­ст­ри­ро­вал свою спо­соб­ность вла­деть и сло­вом, и ми­ми­кой, и же­с­том, и всей той те­ле­ви­зи­он­но-ком­пью­тер­ной «чер­тов­щи­ной», что вы­зва­ла к жиз­ни при­зрак Го­го­ля и за­ста­ви­ла ле­тать древ­ние рим­ские сте­ны.

Нет, всё-та­ки зря СМИ пред­ста­ви­ли Пар­фё­но­ва пуб­ли­ци­с­том (по Оже­го­ву: про­из­во­ди­тель ли­те­ра­ту­ры по об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­ким во­про­сам со­вре­мен­но­с­ти). Он и внеш­не на эту роль не под­хо­дит: изя­щен, кур­ту­а­зен, вы­хо­лен. Он по при­ро­де сво­ей – ак­тёр, при­чём выс­шей про­бы! И свой за­мы­сел – «Мы очень тща­тель­но ста­ра­лись вос­соз­дать на эк­ра­не эле­мен­ты го­го­лев­ских пре­вра­ще­ний, пы­та­лись те­ле­ви­зи­он­ны­ми сред­ст­ва­ми пе­ре­дать при­ро­ду его фан­та­с­ма­го­рии», – ис­пол­нил вир­ту­оз­но. Вот Пар­фё­нов в ро­ли Пав­ла Ива­но­ви­ча Чи­чи­ко­ва с его бла­го­об­раз­ным, уди­ви­тель­ной глад­ко­сти ли­цом и фран­то­ва­тым сюр­ту­ком с мод­ным гал­сту­ком. А вот Па­вел Ива­но­вич в мгно­ве­ние ока пе­ре­во­пло­ща­ет­ся в лов­ко­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка «сто­лич­ной на­руж­но­с­ти» Ива­на Алек­сан­д­ро­ви­ча (Хле­с­та­ко­ва), ко­то­рый «с Пуш­ки­ным на дру­же­с­кой но­ге».

Утка, купающаяся в «миргородской луже» весной 2009 года. Фото Бориса Акбулатова
Утка, купающаяся в «миргородской луже»
весной 2009 года. Фото Бориса Акбулатова

С Хле­с­та­ко­вым в ис­пол­не­нии Л.Пар­фё­но­ва мы и про­нес­лись поч­ти как пти­цы – про­мель­ком – по «го­го­лев­ским ме­с­там» – Ма­ло­рос­сии, Рос­сии, от­ку­да, пре­рвав «пе­тер­бург­ский цикл» на са­мом ин­те­рес­ном ме­с­те, на­пра­ви­лись пря­ми­ком за гра­ни­цу, что­бы уже от­ту­да вновь вер­нуть­ся на Нев­ский «Ши­не­лью» и «Но­сом», что от­ча­с­ти про­ти­во­ре­чит ес­ли не ло­ги­ке со­бы­тий, то хро­но­ло­гии. «Нос» на­пи­сан в Пе­тер­бур­ге в 1834 го­ду, и зна­чит, са­мое ме­с­то ему в пер­вой ча­с­ти филь­ма. Труд­но так­же со­гла­сить­ся с оп­ре­де­ле­ни­ем «Но­са» как ис­клю­чи­тель­ной фан­та­с­ма­го­рии, а Го­го­ля как аван­гар­ди­с­та. На са­мом де­ле – это са­мая ре­а­ли­с­ти­че­с­кая (на­ту­раль­ный ре­а­лизм!) вещь Го­го­ля. Нос для пи­са­те­ля не фан­та­с­ма­го­рия и да­же не фи­зи­о­гно­ми­че­с­кая фи­гу­ра, а сто­про­цент­но со­ци­аль­ная. И вы са­ми убе­ди­тесь, срав­нив при слу­чае воз­мож­но­с­ти рим­ско­го но­са и рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го – «кар­тош­кой».

Ещё бо­лее бы­ла я удив­ле­на мне­ни­ем Пар­фё­но­ва и иже с ним о «Ши­не­ли»: мол, это ис­то­рия о че­ло­ве­че­с­ком убо­же­ст­ве. Но… про­еха­ли. То бишь про­ле­те­ли. Есть воз­мож­ность пе­ре­ве­с­ти ды­ха­ние. Сна­ча­ла у сто­ла са­нов­но­го Оле­га Та­ба­ко­ва, со вку­сом чи­та­ю­ще­го вы­держ­ки из пи­сем и днев­ни­ков Го­го­ля и его со­вре­мен­ни­ков. По­том у пи­са­тель­ской кон­тор­ки пе­ви­цы Зем­фи­ры. Гра­фи­ка её об­ра­за (тща­тель­но за­чё­сан­ные ви­соч­ки, ос­т­рый про­филь, чёр­ный по­лу­френч-по­лу­фрак) за­пом­ни­лись боль­ше, чем го­го­лев­ские тек­с­ты в ис­пол­не­нии пе­ви­цы. Да­же зна­ме­ни­тый мо­но­лог По­при­щи­на из «За­пи­сок су­мас­шед­ше­го» увял при пер­вых же зву­ках го­ло­са Зем­фи­ры. А ведь, ка­жет­ся, мог­ла бы.

За­то сце­ны сер­ви­ров­ки сто­ла, при­го­тов­ле­ния жжён­ки, ук­ра­ин­ских ва­ре­ни­ков-га­лу­шек и на­ци­о­наль­но­го ита­ль­ян­ско­го блю­да – па­с­ты – по­лу­ча­лись ку­да как убе­ди­тель­нее. Ах, как лов­ко, с ка­ким изя­ще­ст­вом, зна­ни­ем де­ла и, не по­бо­юсь это­го сло­ва, – вдох­но­ве­ни­ем! – рас­сти­лал Пар­фё­нов бе­лую хру­с­таль­ную ска­терть, точ­ным дви­же­ни­ем вы­шко­лен­но­го сто­лич­но­го офи­ци­ан­та ме­тал на стол од­но­вре­мен­но не­сколь­ко бу­ты­лок ста­рин­но­го, вы­дер­жан­но­го в бар­ских под­ва­лах ви­на, ору­до­вал дву­мя со­ус­ны­ми лож­ка­ми в изы­с­кан­ном ка­за­не, по­свя­щая нас в се­к­ре­ты ино­ст­ран­ной кух­ни – спа­гет­ти под пар­ме­за­ном: «И как толь­ко рас­пу­с­тив­ший­ся сыр по­тя­нул­ся нит­ка­ми…» Та­кое впе­чат­ле­ние, что все звез­ды оте­че­ст­вен­но­го ТВ, преж­де чем вый­ти на боль­шой эк­ран, про­шли че­рез пе­ре­да­чу «Со сма­ком».

По­ла­гаю, Пар­фе­нов на­де­ял­ся, что та­кие «вкус­ные» по­дроб­но­с­ти из жиз­ни пи­са­те­ля, к ко­им при­со­е­ди­ня­лись и со­ло­вьи в клет­ках, пе­ни­ем ко­то­рых яко­бы раз­вле­ка­лись гра­фья и их гость Н.В. Го­голь, дру­гие не ме­нее за­бав­ные ме­ло­чи, при­да­дут ко­ло­ри­та и до­сто­вер­но­с­ти его филь­му, ска­жут, что пти­це-Го­го­лю ни­что че­ло­ве­че­с­кое не бы­ло чуж­до, в том чис­ле гур­ман­ст­во и чре­во­уго­дие, за­кан­чи­вав­ши­е­ся, увы, ки­шеч­ны­ми про­бле­ма­ми, о чём с тон­кой по­лу­улыб­кой му­д­ро­го все­ве­да ска­жет Олег Та­ба­ков, за­чи­ты­вая от­ры­вок из пись­ма Го­го­ля.

Ко­неч­но же, пи­са­тель не по­до­зре­вал о том, что сие ин­тим­ное при­зна­ние бу­дет за­чи­та­но по­том­кам, ина­че он бы по­доб­но се­го­дняш­ним клас­си­кам за­го­дя под­чи­с­тил се­бе би­о­гра­фию и ни в ко­ем слу­чае не пи­сал та­ких «ком­про­ме­ти­ру­ю­щих» пи­сем. Но что сде­ла­но, то сде­ла­но. Мо­гу толь­ко со­жа­леть, что эти «по­дроб­но­с­ти», ни­че­го су­ще­ст­вен­но­го к филь­му не при­ба­вив, лишь от­ня­ли дра­го­цен­ное эфир­ное вре­мя, ос­ко­пи­ли твор­че­ст­во пи­са­те­ля.

Го­голь ста­вил сво­ей це­лью – по­ка­зать без при­крас – Рос­сию, Ма­ло­рос­сию и се­бя, ра­зу­ме­ет­ся, то­же. Пар­фё­нов – по­ка­зать кра­си­во. Но без се­го­дняш­ней Рос­сии-Ма­ло­рос­сии с её гу­бер­на­то­ра­ми, до­ро­га­ми, «пи­тей­ны­ми до­ма­ми», «мир­го­род­ски­ми» лу­жа­ми, ник­чём­ны­ми, ис­су­ша­ю­щи­ми ду­шу ссо­ра­ми Ива­нов, тра­тя­щих свою жизнь на су­тяж­ни­че­ст­во, и крюч­ко­твор­ны­ми, не­под­суд­ны­ми су­да­ми, пре­вра­ща­ю­щи­ми лю­дей в су­тяг, а то и в су­мас­шед­ших… А без это­го нет и жи­во­го Го­го­ля. Так, му­ми­фи­ци­ро­ван­ный труп, оче­ред­ной миф не­ког­да ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры.

Ка­жет­ся, гран­ди­оз­но­му, с им­пер­ским раз­ма­хом про­ек­ту «Пти­ца–Го­голь» это боль­ше все­го и под­хо­дит. Ни под Рос­сию, ни под Ма­ло­рос­сию «без при­крас» де­нег ни­кто не даст. А по­ка­зать ны­неш­нее чи­нов­ни­че­ст­во (оно, ра­зу­ме­ет­ся, и вче­раш­нее) во всём его бес­пре­де­ле – это рав­но­силь­но то­му, что по­ста­вить на кон не толь­ко соб­ст­вен­ную ка­рь­е­ру, но, воз­мож­но (очень да­же воз­мож­но!) и жизнь. Это ведь толь­ко в по­за­про­ш­лом ве­ке царь за та­кое мог на­гра­дить пи­са­те­ля пер­ст­нем с брил­ли­ан­том и обя­зать сто­лич­ных ляп­ки­ных-тяп­ки­ных и сквоз­ник-дму­ха­нов­ских по­смо­т­реть спек­такль – «про се­бя». На­до ли те­перь объ­яс­нять, по­че­му Л.Пар­фё­но­ва так по­тя­ну­ло в Рим. Он, как и рос­сий­ское чи­нов­ни­че­ст­во, дви­нул ту­да, ку­да се­го­дня ве­дут все до­ро­ги – в Рим, на бла­го­сло­вен­ный За­пад. И не без ос­но­ва­ния: за­пад­ный Рим в от­ли­чие от рус­ско­го Ри­ма–Ми­ра по­ка­зы­вать бе­зо­пас­но.

Се­го­дня мы вы­нуж­де­ны кон­ста­ти­ро­вать, что впер­вые в ис­то­рии Рос­сии «ко­пе­еч­ка» ста­ла аб­со­лют­ной цен­но­с­тью. Че­го не бы­ло во вре­ме­на пи­са­те­ля Го­го­ля, жив­ше­го на са­мые скуд­ные сред­ст­ва и вы­нуж­ден­но­го про­сить вспо­мо­ще­ст­во­ва­ния да­же у ца­ря, что­бы за­вер­шить свой ко­лос­саль­ный труд, и ху­дож­ни­ка Алек­сан­д­ра Ива­но­ва, пи­сав­ше­го двад­цать лет «Яв­ле­ние Хри­с­та на­ро­ду» (ны­не од­на из глав­ных свя­тынь Тре­ть­я­ков­ской га­ле­реи) и умер­ше­го в ни­ще­те. Но этой мыс­ли в филь­ме прак­ти­че­с­ки нет, а есть про­стое со­по­с­тав­ле­ние: мол, в Ри­ме Го­голь пи­сал свои «Мёрт­вые ду­ши», а Ива­нов – «Яв­ле­ние Хри­с­та». И ско­ро­спеш­ное, по прин­ци­пу – от­ме­тил­ся! «яв­ле­ние» Ни­ко­лая I по­сле ви­зи­та к Па­пе Рим­ско­му в ма­с­тер­скую Ива­но­ва, как и за­вле­ка­ние зри­те­ля по­ка­зом в кар­ти­не двух фи­гур, буд­то бы спи­сан­ных с Го­го­ля, не до­бав­ля­ет ни­че­го со­дер­жа­тель­но­го в рим­скую гла­ву жиз­ни двух ге­ни­ев.

А меж­ду тем за­гад­ка бы­ла. По­че­му в веч­ном Ри­ме один рус­ский ге­ний пи­сал иде­ал, а дру­гой – са­ти­ру (не­ко­то­рые кри­ти­ки то­го вре­ме­ни да­же на­зы­ва­ли по­эму Го­го­ля «па­ск­ви­лем» на Рос­сию)? Не по­то­му ли, что та­ко­ва Рос­сия-Русь, та­ков сам Го­голь, в судь­бе ко­то­рых в не­рас­тор­жи­мом един­ст­ве сли­лись и Хри­с­тос, и веч­ный Рим, и «мир­го­род­ская» лу­жа, где и по­ны­не пле­с­ка­ют­ся в своё удо­воль­ст­вие гу­са­ки и ут­ки.

Кста­ти, об ут­ках. Уже в пер­вом ка­д­ре ве­ду­щий по­яв­ля­ет­ся на эк­ра­не с жи­вой ут­кой в ру­ках, объ­яс­няя её при­сут­ст­вие на­зва­ни­ем филь­ма и чуть ли не его иде­ей: «Во­ис­ти­ну он, Го­голь, «го­го­лем» про­шёл­ся по жиз­ни, по судь­бе и по всей ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ре».

Но – по­ра­зи­тель­ный рус­ский язык! В нём то же, что и в кни­гах Го­го­ля, – мно­го­смыс­лие. Не­у­чтён­ность оно­го гро­зит обер­нуть­ся дву­смыс­лен­но­с­тью. Что и про­изо­ш­ло в пар­фё­нов­ском объ­яс­не­нии. Чи­та­ем у Оже­го­ва: «Го­голь – ут­ка из под­се­мей­ст­ва ныр­ков. Хо­дить го­го­лем – дер­жать­ся фран­том…». А вот как у Да­ля: «Ут­ка – об­ман. Где ут­ка, там и мут­ка»; «Сколь­ко ут­ка не бо­д­рись, а ле­бе­дем не быть…».

Впро­чем, всё вы­ше­ска­зан­ное – толь­ко моё субъ­ек­тив­ное мне­ние. На­вер­ня­ка, бу­дут и дру­гие, по­сколь­ку ра­бо­та Пар­фё­но­ва в сво­ём ду­хе сде­ла­на ма­с­тер­ски и по-сво­е­му от­ра­жа­ет на­ше вре­мя и ны­неш­нюю иде­о­ло­гию – кон­гло­ме­рат хле­с­та­ков­ской и сквоз­ник-дму­ха­нов­ской, ког­да с од­ной сто­ро­ны пу­с­ка­ют про­ект­ную пыль в гла­за, а с дру­гой – за­ки­ды­ва­ют по­тём­кин­ски­ми ут­ка­ми. Так и хо­чет­ся по­вто­рить сло­ва со­вре­мен­ни­ка Го­го­ля – Апол­ло­на Гри­го­рь­е­ва: «Фор­ма без со­дер­жа­ния, дви­же­ние без це­ли, внеш­ность ин­те­ре­сов и, ста­ло быть, пу­с­то­та их… Страш­ная кар­ти­на». Впро­чем, вряд ли Л.Пар­фё­нов нас ус­лы­шит. Су­дя по его мно­го­чис­лен­ным ин­тер­вью, он ис­крен­не ве­рит в свои фан­та­зии.

За­кан­чи­ва­ет­ся фильм «Пти­ца–Го­голь», как и на­чи­на­ет­ся, – ут­кой, ко­то­рую Ле­о­нид Пар­фё­нов вы­пу­с­ка­ет в эфир. Что ж, пусть ле­тит се­бе, ку­да хо­чет: век её ко­ро­ток.


Га­ли­на СКВОР­ЦО­ВА
г. ПЕТРОЗАВОДСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования