Архив : №14. 10.04.2009
По стопам Зощенко
В Петербурге, в Музее-квартире Михаила Зощенко прошёл пятый вечер цикла «Встречи у Зощенко», посвящённого представлению современной прозы во всём её разнообразии.
Гостем музея на этот раз стал писатель Александр Карасёв, автор книги «Чеченские рассказы» (М.: Литературная Россия, 2008). Александр Карасёв недавно стал петербуржцем, он родом из Краснодара, участвовал в боевых действиях в Чечне, а последние лет пять его рассказы активно печатают российские толстые журналы. Вечер в музее был дебютным для автора. Карасёв давно работает в жанре рассказа – из современной жизни, армейской и гражданской.
Рассказы Карасёва очень узнаваемы, им свойственны короткая фраза, чётко описывающая дислокацию предметов в пространстве и положение дел и сжатый финал рассказа, оборванного словно бы на полуслове.
На вечере были прочитаны два новых рассказа – «Звездопад» и «Сорок дней до приказа», которые готовятся к публикации в журнале «Октябрь» в этом году. Второй рассказ вызвал достаточно интересную дискуссию. Слушатели – среди которых были научный сотрудник музея Алексей Сёмкин, писатели Валерий Айрапетян и Лев Усыскин – отметили как структурные черты прослушанных рассказов, свойственные именно рассказам Карасёва, так и некоторое несоответствие, отсутствие мотивации в том, что капитан Лемиш бьёт по лицу старослужащего солдата Иванова, который ведёт себя достаточно свободно – не встаёт утром, не работает и т.п.
В продолжение литературной части вечера Александр Карасёв прочитал ещё два рассказа, на этот раз уже из книги «Чеченские рассказы» – «Борзяков» и «Клюква», которые к собственно «чеченским» не относятся, они входят во вторую часть книги – «Первый снег», объединяющую рассказы на разные темы. Прочитанные рассказы скорее можно отнести к жанру исторической военной прозы. В первом речь идёт о судьбе танкиста Борзякова, который в 1940 году пытался пересечь границу из дислокации в Румынии в Советский Союз.
Полуторастраничный – если смотреть по изданию – рассказ Александра Карасёва «Клюква» относится к жанру уже не короткой, а малой прозы. Сюжет этого рассказа близко соотносится с главками «Атака» и «Пятичасовой чай» из автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». В завершающих рассказ абзацах речь идёт об ордене Святой Анны IV степени, который после русско-японской войны 1904 – 1905 годов как раз и стал называться «клюквой». Этот орден поручик Михаил Зощенко, персонаж рассказа Карасёва, вмонтировал в портсигар. «Встречи у Зощенко» проходят в помещении литературно-исторической экспозиции музея, поэтому орден, о котором шла речь в рассказе Карасёва, можно было увидеть в том же помещении – в музейной витрине, посвящённой участию Зощенко в боевых действиях на Первой мировой войне.
Это сближение между историей ХХ века и современной прозой, пусть и на военно-исторический сюжет, – редкая возможность для музея, спровоцировала удивление публики, которая после вечера заинтересовалась самим музеем, судьбой Михаила Зощенко, и стала внимательно изучать экспонаты. Неформальная часть вечера завершилась просмотром единственной видеозаписи авторского чтения Михаила Зощенко, который в 1936 году прочитал перед кинокамерой «Последний рассказ под названием «Коварство и любовь»» из «Голубой книги».
Дарья СУХОВЕЙ
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ