Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 26.06.2009

Всю жизнь писал черновик

В литературе такое бывает: книги писателя уже устарели, их практически никто не читает, но имя автора продолжает жить. Бессмертие ему обеспечили экранизации. Режиссёры так подали книжный материал, что и не снилось никакому литератору.

Вот нечто подобное произошло и с Юрием Германом. Опасаясь возможных репрессий, он многое в своих книгах не договаривал. Ордена, премии, отношение власти всегда имели для него куда более важное значение, чем поиски справедливости. Я не исключаю, что стремление к компромиссам в конце концов и подкосило писателя, лишив его возможности спеть лебединую песню. Юрий Герман всю жизнь писал как бы черновик, перевести который в беловик у него уже не хватило ни сил, ни духа.

И совсем другой путь избрал младший сын писателя – Алексей Герман. Став кинорежиссёром, он отказался играть в поддавки. Зная, что именно отцу пришлось умолчать, Алексей Герман всю правду за него досказал в фильмах «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин», поставленных по мотивам повестей старшего Германа.

 

Юрий ГЕРМАН
Юрий ГЕРМАН

Юрий Пав­ло­вич Гер­ман ро­дил­ся 22 мар­та (по но­во­му сти­лю 4 ап­ре­ля) 1910 го­да в Ри­ге. По су­ти, он был ди­тём ми­ро­вой вой­ны. Ког­да в 1914 го­ду на­ча­лась вой­на с нем­ца­ми, его от­цу, Пав­лу Ни­ко­ла­е­ви­чу, до­ве­ри­ли ар­тил­ле­рий­ский ди­ви­зи­он. Мать, На­деж­да Кон­стан­ти­нов­на, то­же не ос­та­лась в ты­лу. До вой­ны она пре­по­да­ва­ла в гим­на­зии рус­ский язык, но по­том уш­ла се­с­т­рой ми­ло­сер­дия на фронт. Со­от­вет­ст­вен­но ре­бё­нок то про­па­дал в по­ле­вом гос­пи­та­ле у ма­те­ри, то ко­че­вал с от­цов­ским ди­ви­зи­о­ном.

По­сле вой­ны Гер­ман-стар­ший пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­вал­ся в фи­нин­спек­то­ры. Но­вая его ра­бо­та так­же ис­клю­ча­ла осед­лый об­раз жиз­ни. Толь­ко те­перь с се­мь­ёй при­шлось ог­ра­ни­чить­ся разъ­ез­да­ми в ос­нов­ном по од­ной Кур­ской гу­бер­нии.

Свой пер­вый рас­сказ «Варь­ка» Юрий Гер­ман со­чи­нил ещё в шко­ле. Его сра­зу «тис­ну­ла» га­зе­та «Кур­ская прав­да». Воз­мож­но, на этом ли­те­ра­тур­ные опы­ты па­рень­ка и пре­кра­ти­лись бы, бла­го у не­го по­яви­лась но­вая страсть – те­атр, но тут кто-то под­су­нул ему ро­ман Ма­лаш­ки­на «Лу­на с пра­вой сто­ро­ны, или Не­о­бык­но­вен­ная лю­бовь». Эта кни­га на­столь­ко раз­за­до­ри­ла Гер­ма­на, что он с хо­ду взял­ся за от­вет и че­рез три ме­ся­ца за­кон­чил ро­ман «Ра­фа­эль из па­рик­ма­хер­ской», по­ст­ро­ен­ный на борь­бе про­вин­ци­аль­ных ком­со­моль­цев с по­гряз­ши­ми в нэ­пе обы­ва­те­ля­ми.

От­пра­вив ру­ко­пись в Моск­ву, сын ар­тил­ле­ри­с­та уе­хал в Ле­нин­град. Он по­сту­пил в тех­ни­кум сце­ни­че­с­ких ис­кусств. Гер­ман ду­мал, что его на­учат ста­вить спек­так­ли, а ему пред­ло­жи­ли за­нять­ся тан­ца­ми, фех­то­ва­ни­ем и про­чей, как тог­да ду­ма­лось, ерун­дой. По­это­му не­уди­ви­тель­но, что он вско­ре сбе­жал чер­но­ра­бо­чим на ме­тал­лур­ги­че­с­кий за­вод.

С ро­ма­ном Гер­ма­ну то­же не по­вез­ло. В мос­ков­ском из­да­тель­ст­ве ру­ко­пись от­да­ли ка­ко­му-то ре­цен­зен­ту. Тот за­хва­тил бу­ма­ги с со­бой на от­дых в Крым, но по до­ро­ге его ог­ра­би­ли. Сде­лать же вто­рой эк­земп­ляр Гер­ман не до­га­дал­ся.

На за­во­де сын ар­тил­ле­ри­с­та дол­го не за­дер­жал­ся. Ре­дак­тор жур­на­ла «Юный про­ле­та­рий» Стель­мах по­со­ве­то­вал ему пе­рей­ти в мно­го­ти­раж­ную га­зе­ту бу­маж­ной фа­б­ри­ки. Там Гер­ман впер­вые столк­нул­ся с ино­ст­ран­ны­ми спе­ци­а­ли­с­та­ми. Осо­бен­но его за­ин­те­ре­со­ва­ла не­о­бы­чай­ная судь­ба круп­но­го не­мец­ко­го ин­же­не­ра От­то Ре­зи­ке. На­чи­на­ю­щий жур­на­лист с хо­ду на­пи­сал о нём ро­ман «Вступ­ле­ние».

Чуть не за­был: к то­му вре­ме­ни Гер­ман был уже же­нат на Люд­ми­ле Рейс­лер, ко­то­рая в 1933 го­ду ро­ди­ла ему сы­на Ми­ха­и­ла, став­ше­го впос­лед­ст­вии круп­ным спе­ци­а­ли­с­том по фран­цуз­ско­му ис­кус­ст­ву.

«Вступ­ле­ние» уже бы­ло от­да­но в пе­чать, как вдруг ми­ли­ция оты­с­ка­ла ру­ко­пись «Ра­фа­э­ля из па­рик­ма­хер­ской». Так что два ро­ма­на вы­шли поч­ти од­но­вре­мен­но, и оба бы­ли тут же под­верг­ну­ты со­кру­ши­тель­ной кри­ти­ке. Лад­но ес­ли б мо­ло­до­го ав­то­ра ру­га­ли за стиль. Его за­по­доз­ри­ли в ан­ти­со­вет­чи­не. Од­на из ле­нин­град­ских га­зет пря­мо на­пи­са­ла, что ро­ман Гер­ма­на «Вступ­ле­ние» – это вы­лаз­ка клас­со­во­го вра­га. Об­ви­ни­тель­ный ук­лон вы­бра­ла и «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та». Там кри­ти­че­с­кий от­клик на кни­гу был опуб­ли­ко­ван под со­от­вет­ст­ву­ю­щим за­го­лов­ком: «Вступ­ле­ние по­пут­чи­ка».

За­сту­пил­ся за мо­ло­до­го ав­то­ра лишь Мак­сим Горь­кий. Вес­ной 1932 го­да он на при­ёме в Мос­ков­ском до­ме учё­ных с ту­рец­ки­ми пи­са­те­ля­ми за­явил: «Всё ча­ще и ча­ще мы име­ем яв­ле­ния ис­клю­чи­тель­но­го ха­рак­те­ра. Вот вам при­мер: де­вят­над­ца­ти­лет­ний ма­лый на­пи­сал ро­ман, ге­ро­ем ко­то­ро­го взял ин­же­не­ра-хи­ми­ка, нем­ца. На­ча­ло ро­ма­на про­ис­хо­дит в Шан­хае, за­тем он пе­ре­бра­сы­ва­ет сво­е­го ге­роя в сре­ду удар­ни­ков Со­вет­ско­го Со­ю­за, в ат­мо­сфе­ру эн­ту­зи­аз­ма. И, не­смо­т­ря на мно­гие не­до­стат­ки, по­лу­чи­лась пре­крас­ная кни­га. Ес­ли ав­тор в даль­ней­шем не свих­нёт шеи, из не­го мо­жет вы­ра­бо­тать­ся круп­ный пи­са­тель. Я го­во­рю о Юрии Гер­ма­не» («Прав­да», 1932, 6 мая). Пе­ре­пол­нен­ный эмо­ци­я­ми, Гер­ман стал до­би­вать­ся лич­ной встре­чи с Горь­ким. Но бу­ре­ве­ст­ник ре­во­лю­ции его ра­зо­ча­ро­вал. Он ска­зал мо­ло­до­му ав­то­ру: «Я ваш ро­ман пе­ре­хва­лил. «Вступ­ле­ние» ва­ше от­ве­ча­ло мо­им мыс­лям. Об­ра­до­ва­ло ме­ня за­паль­чи­во­с­тью ва­шей и убеж­дён­но­с­тью. Но до на­сто­я­щей ли­те­ра­ту­ры тут ещё да­лё­ко».

Юрий Герман кисти Константина Клуге
Юрий Герман кисти Константина Клуге

Дру­гое де­ло, что пуб­лич­но вы­ска­зан­ная Горь­ким на встре­че с тур­ка­ми в ад­рес гер­ма­нов­ско­го «Вступ­ле­ния» по­хва­ла по­па­ла в глав­ную га­зе­ту стра­ны «Прав­да», а про­зву­чав­шая ку­лу­ар­но кри­ти­ка ос­та­лась до­сто­я­ни­ем лишь не­сколь­ких че­ло­век. На по­хваль­ные сло­ва в «Прав­де» об­ра­тил вни­ма­ние но­вый нар­ком про­све­ще­ния Ан­д­рей Буб­нов. Тот, в свою оче­редь, по­ре­ко­мен­до­вал про­честь «Вступ­ле­ние» Все­во­ло­ду Мей­ер­холь­ду. В ито­ге Гер­ма­ну пред­ло­жи­ли на ба­зе ро­ма­на на­пи­сать пье­су.

Мей­ер­хольд при­кре­пил к не­му ре­жис­сё­ра Алек­сан­д­ра Гри­пи­ча и от­пра­вил его для ра­бо­ты в дом от­ды­ха Ма­ло­го те­а­т­ра в Щё­лы­ко­во. «Из­му­чен до край­но­с­ти, – пи­сал от­ту­да ро­ма­нист сво­им дру­зь­ям в сен­тя­б­ре 1932 го­да. – Страш­но ус­тал. Пье­са идёт к кон­цу, и, ка­жет­ся, не очень пло­хо, но се­бе до­ро­же. Ус­та­лость та­кая, что ве­че­ром, по­сле со­вер­шен­но бе­ше­но­го дня, не мо­гу за­снуть. Ла­жу по ком­на­те, ку­рю па­пи­ро­сы, взды­хаю, и хоть бы что. Спек­такль бу­дет ин­те­рес­ный. С ре­жис­сё­ром пер­ма­нент­но ру­га­юсь, это не пло­хо, ко­неч­но, но за­став­ля­ет здо­ро­во нерв­ни­чать». Од­на­ко ес­ли в Моск­ве спек­такль по гер­ма­нов­ской пье­се дей­ст­ви­тель­но пуб­ли­ке в це­лом по­нра­вил­ся, то в Ле­нин­гра­де к не­му от­нес­лись ку­да сдер­жан­ней. Дрей­ден, к при­ме­ру, на­пи­сал в га­зе­тах, что по­лу­чил­ся все­го лишь чер­но­вик спек­так­ля.

По­сле «Вступ­ле­ния» Гер­ман взял­ся за ро­ман «Бед­ный Ге­н­рих». Пи­са­тель по­том при­знал­ся, что кни­га по­лу­чи­лась лег­ко­мыс­лен­ной и не­удач­ной. Она ра­зо­зли­ла да­же Горь­ко­го. Но сов­сем дру­гую ре­ак­цию этот ро­ман вы­звал в гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии: его при­го­во­ри­ли к пуб­лич­но­му со­жже­нию на бер­лин­ских пло­ща­дях.

В ка­кой-то мо­мент Гер­ман рас­те­рял­ся. Его по­тя­ну­ло в сто­ро­ну бы­то­пи­са­тель­ст­ва. Уже в 1966 го­ду он в ин­тер­вью жур­на­лу «Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры» рас­ска­зы­вал: «Сна­ча­ла я хо­дил на Ще­ми­лов­ский жи­лищ­ный мас­сив, что­бы на­пи­сать не­сколь­ко очер­ков. По­том ув­лёк­ся иде­ей – рас­кре­по­с­тить жен­щин от до­маш­не­го хо­зяй­ст­ва. По­том за­ин­те­ре­со­ва­ла ме­ня ис­то­рия жен­щи­ны, ко­то­рая дол­го не мо­жет най­ти се­бе ме­с­то в на­шем об­ще­ст­ве, не уме­ет при­спо­со­бить­ся к борь­бе за су­ще­ст­во­ва­ние в пе­ри­од нэ­па, хо­тя у мо­ей ге­ро­и­ни ока­за­лись не­за­уряд­ные за­дат­ки ор­га­ни­за­то­ра» («Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры», 1966, № 8). Так воз­ник­ли кон­ту­ры ро­ма­на «На­ши зна­ко­мые».

Пер­вые гла­вы этой кни­ги по­яви­лись в жур­на­ле «Ли­те­ра­тур­ный со­вре­мен­ник» в 1934 го­ду и сра­зу вы­зва­ли мно­го во­про­сов. Ли­те­ра­тур­ный ге­не­ра­ли­тет сму­тил крен ро­ма­ни­с­та в сто­ро­ну бы­та. Ос­то­рож­ный Кон­стан­тин Фе­дин, под­го­то­вив­ший по тре­бо­ва­нию на­чаль­ст­ва в ка­нун пер­во­го съез­да со­вет­ских пи­са­те­лей об­сто­я­тель­ный об­зор ле­нин­град­ской про­зы, вы­нуж­ден был ла­ви­ро­вать. С од­ной сто­ро­ны, он по­хва­лил Гер­ма­на за пе­ре­ход от за­ру­беж­но­го ма­те­ри­а­ла к со­вет­ским ре­а­ли­ям. Но с дру­гой – Фе­дин за­ме­тил, что со­вет­ский опыт «мо­жет быть изу­чен мо­ло­дым пи­са­те­лем бо­лее на­гляд­но, чем ев­ро­пей­ский или ки­тай­ский, и со­от­вет­ст­вен­но долж­на быть уг­луб­ле­на те­ма ро­ма­на». Не слу­чай­но функ­ци­о­не­ры сде­ла­ли всё, что­бы Гер­ма­на из­бра­ли на пи­са­тель­ский съезд де­ле­га­том не с ре­ша­ю­щим ман­да­том, а лишь с пра­вом со­ве­ща­тель­но­го го­ло­са. Ро­ма­ни­с­ту да­ли по­нять, что власть до­ве­ря­ла ему да­ле­ко не пол­но­стью.

Двой­ст­вен­ную по­зи­цию по от­но­ше­нию к кни­ге Гер­ма­на «На­ши зна­ко­мые» за­нял и Ни­ко­лай Ти­хо­нов. Он уже в 1935 го­ду со­гла­сил­ся с тем, что да, «эта вещь не­ров­ная», но по­том ого­во­рил­ся, что тем не ме­нее «по­пыт­ка за­го­во­рить о сред­нем че­ло­ве­ке за­ме­ча­тель­на».

Ка­те­го­ри­че­с­ки про­тив «На­ших зна­ко­мых» вы­сту­пил лишь Вик­тор Шклов­ский. При­ехав в 1938 го­ду в Ле­нин­град на дис­пут «Боль­шой раз­го­вор о со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре», он без оби­ня­ков за­явил: «Я не знаю, что Юрий Гер­ман ещё на­пи­сал. Ему, го­во­рят, 28 лет. Так нель­зя 28 лет по­тра­тить на бел­ле­т­ри­с­ти­ку. На 28 лет нуж­но вдох­но­ве­ни­ем за­па­сать­ся, что­бы его как-то по­том раз­мо­тать. Эти ран­ние уме­ния, эти буд­то бы сде­лан­ные «ро­ма­ны» – это не­вер­но». Но пуб­лич­но Шклов­ско­му воз­ра­зи­ли толь­ко Ни­ко­лай Чу­ков­ский (он уп­рек­нул мэ­т­ра в очень узень­кой, эс­тет­ской точ­ке зре­ния) и Ве­ни­а­мин Ка­ве­рин, ко­то­рый твёр­до сто­ял на сво­ём: «Гер­ман уме­ет за­по­ми­нать и пе­ре­да­вать ин­то­на­цию со­вре­мен­но­с­ти».

Да, я за­был ска­зать, что за «На­ших зна­ко­мых» в 1935 го­ду по­пы­та­лись бить­ся два мо­ло­дых ки­но­ре­жис­сё­ра: Алек­сандр Зар­хи и Ио­сиф Хей­фиц. Они да­же хо­те­ли эк­ра­ни­зи­ро­вать этот ро­ман. Но этот про­ект на сту­дии «Лен­фильм» за­ру­бил Гри­го­рий Ко­зин­цев. Впро­чем, Зар­хи и Хей­фиц в про­иг­ры­ше не ос­та­лись: Моск­ва вза­мен со­гла­си­лась с тем, что­бы ре­жис­сё­ры сде­ла­ли по сце­на­рию Л.Рах­ма­но­ва фильм о Ти­ми­ря­зе­ве, и в ито­ге они сня­ли кар­ти­ну «Де­пу­тат Бал­ти­ки», ко­то­рая обо­шла весь мир.

Гер­ман, ког­да по­нял, ку­да его мог­ли за­ве­с­ти иг­ры с бы­то­пи­са­тель­ст­вом, вы­нуж­ден был рез­ко, что на­зы­ва­ет­ся, сме­нить пла­с­тин­ку. В 1935 го­ду он пред­ло­жил Сер­гею Ге­ра­си­мо­ву идею филь­ма «Се­ме­ро сме­лых». За ос­но­ву ки­но­сце­на­рия пи­са­тель взял уст­ные рас­ска­зы из­ве­ст­но­го по­ляр­ни­ка Кон­стан­ти­на Зван­це­ва. По­том Гер­ман хо­тел вме­с­те с Ге­ра­си­мо­вым снять кар­ти­ну о Ком­со­моль­ске. Од­на­ко за­ви­ст­ни­ки всё сде­ла­ли, что­бы этот твор­че­с­кий тан­дем рас­пал­ся, и фильм о Ком­со­моль­ске Ге­ра­си­мов де­лал уже с З.Мар­ки­ной и М.Ви­тух­нов­ским.

При­мер­но тог­да же рас­пал­ся и со­юз Гер­ма­на с Люд­ми­лой Рейс­лер. В 1936 го­ду пи­са­тель же­нил­ся на Та­ть­я­не Рит­тен­берг, ко­то­рая по­том ро­ди­ла ему сы­на Алек­сея.

Но я, ка­жет­ся, за­бе­жал впе­рёд.

В 1935 го­ду Гер­ман по со­ве­ту Горь­ко­го за­ду­мал­ся о судь­бе Фе­лик­са Дзер­жин­ско­го. Од­но­вре­мен­но в га­зе­те «Из­ве­с­тия» его по­про­си­ли под­го­то­вить очерк о ми­ли­ции. В по­ис­ках ма­те­ри­а­ла пи­са­тель от­пра­вил­ся в Седь­мую бри­га­ду Ле­нин­град­ско­го уго­лов­но­го ро­зы­с­ка, ко­ман­дир ко­то­рой – Иван Бо­ду­нов стал про­то­ти­пом глав­но­го ге­роя по­ве­с­ти «Лап­шин». Тог­да же Бо­ду­нов свёл Гер­ма­на с за­ме­с­ти­те­лем ди­рек­то­ра од­но­го из круп­ней­ших ле­нин­град­ских за­во­дов Жа­ро­вым, про­мы­ш­ляв­ше­го в своё вре­мя кра­жа­ми юве­лир­ных из­де­лий. Ког­да Жа­ров по­сяг­нул на скиф­ское зо­ло­то из Эр­ми­та­жа, суд без раз­ду­мий дал ему «вы­шку». Од­на­ко Бо­ду­нов уви­дел в этом че­ло­ве­ке не­за­уряд­ную лич­ность. Рас­пу­тав всю его во­ров­скую жизнь и по­няв, что к кра­жам че­ло­ве­ка под­толк­ну­ло люд­ское рав­но­ду­шие, Бо­ду­нов до­сту­чал­ся до Горь­ко­го и до­бил­ся для сво­е­го под­за­щит­но­го сво­бо­ды. Гер­ман по­свя­тил быв­ше­му во­ру по­весть «Алек­сей Жма­кин». Но что ин­те­рес­но: ког­да пи­са­тель вру­чил сво­е­му ге­рою вы­шед­шую кни­гу, тот ди­ко оби­дел­ся. В раз­дра­же­нии Жа­ров ска­зал Гер­ма­ну: «Моя жизнь не­за­уряд­ная, ес­ли так даль­ше пой­дёт, сво­бод­но мо­гу до за­мнар­ко­ма дой­ти, а ты ме­ня в по­ве­с­ти толь­ко до шо­фё­ра до­вёл! Да и на­до бы­ло обо мне без вся­ких там псев­до­ни­мов пи­сать в се­рии «Жизнь за­ме­ча­тель­ных лю­дей». Впос­лед­ст­вии Гер­ман обе по­ве­с­ти – «Лап­шин» и «Алек­сей Жма­кин» – объ­е­ди­нил в ро­ман «Один год», в ко­то­ром ос­нов­ные дей­ст­вия пи­са­тель из 1936 го­да пе­ре­нёс в ка­нун вой­ны с фин­на­ми.

По­сле по­ве­с­тей об уго­лов­ном ро­зы­с­ке Гер­ман вер­нул­ся к фи­гу­ре Дзер­жин­ско­го. Но его рас­ска­зы о пер­вом че­ки­с­те стра­ны, на­сколь­ко я знаю, пи­тер­ская ин­тел­ли­ген­ция не одо­б­ри­ла. Прав­да, гром­ко, вслух ни­кто ни­че­го не ска­зал. Рез­кие оцен­ки про­из­но­си­лись шё­по­том и толь­ко на кух­нях, при­чём в кру­гу са­мых близ­ких лю­дей. Да кое-кто ещё не бо­ял­ся пи­сать прав­ду в лич­ных днев­ни­ках. Са­мый ка­те­го­рич­ный от­зыв, как из­ве­ст­но, при­над­ле­жал Оль­ге Берг­гольц. Она счи­та­ла, что её быв­ший друг «на­пи­сал бес­прин­цип­ную омер­зи­тель­ную во всех от­но­ше­ни­ях книж­ку о Дзер­жин­ском».

По­хо­же, Гер­ман и сам по­ни­мал, что со­вер­шил ошиб­ку. Во вся­ком слу­чае он по­том по­пы­тал­ся рез­ко сме­нить те­му, стал ин­те­ре­со­вать­ся ме­ди­ци­ной, на­пи­сал пье­су о Пи­ро­го­ве (её в те­а­т­ре име­ни Ер­мо­ло­вой стал ре­пе­ти­ро­вать А.Ло­ба­нов), пе­ре­ра­бо­тал свою пье­су «Сын на­ро­да» в сце­на­рий о про­дол­жа­те­ле де­ла ве­ли­ко­го хи­рур­га «Док­тор Ка­люж­ный», ко­то­рый в 1939 го­да эк­ра­ни­зи­ро­ва­ли Э.Га­рин и Х.Лок­ши­на

За­то власть, на­ко­нец, при­зна­ла Гер­ма­на сво­им. В 1939 го­ду ему вру­чи­ли ор­ден Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни.

Ког­да на­ча­лась вой­на, Гер­ма­на при­пи­са­ли к Се­вер­но­му фло­ту. Уже в ав­гу­с­те 1941 го­да он при­был в Ар­хан­гельск, где раз­ме­ща­лась ре­дак­ция га­зе­ты Бе­ло­мор­ской фло­ти­лии «Се­вер­ная вах­та». Но это из­да­ние, ви­ди­мо, не от­ве­ча­ло раз­ма­ху его де­я­тель­но­с­ти. Ему ну­жен был про­стор. По­это­му при пер­вой же воз­мож­но­с­ти Гер­ман, ос­та­вив се­мью в Ар­хан­гель­ске, пе­ре­брал­ся по­бли­же к шта­бу Се­вер­но­го фло­та, в По­ляр­ное, где его в сво­ей не­боль­шой квар­ти­ре при­ютил пи­са­тель Алек­сандр Ма­рь­я­мов.

Поз­же сын Гер­ма­на – Алек­сей вспо­ми­нал: «По­сколь­ку отец слу­жил тог­да во­ен­ным пи­са­те­лем в ря­дах флот­ских по­лит­ра­бот­ни­ков, на­чаль­ст­во да­ло ему за­да­ние. Вот, де­с­кать, здесь во­ю­ют, слу­жат лю­ди со всех кон­цов стра­ны, а ис­то­рии се­вер­ных мест не зна­ют. Так в га­зе­те «Крас­но­фло­тец» по­яви­лись две по­ло­сы – зёр­ныш­ко бу­ду­ще­го ро­ма­на «Рос­сия мо­ло­дая» – о про­шлом Се­вер­но­го фло­та, о воз­му­жа­нии го­то­вой по­сто­ять за се­бя стра­ны («Крас­ная звез­да», 1990 год).

Во флот­ской га­зе­те Гер­ман впер­вые на­пе­ча­тал и не­сколь­ко за­хва­ты­ва­ю­щих по­ве­с­тей: «Чёр­ное коль­цо», «Та­ин­ст­вен­ный сун­дук» и «В по­не­дель­ник три­над­ца­то­го», объ­е­ди­нён­ных од­ним ге­ро­ем – сме­лым раз­вед­чи­ком, ко­то­рый в оди­ноч­ку раз­гро­мил чуть ли не все фа­шист­ские ты­лы. Прав­да, в га­зе­те эти по­ве­с­ти пуб­ли­ко­ва­лись под фа­ми­ли­ей стар­ши­ны вто­рой ста­тьи Кры­ло­ва. Флот­ское на­чаль­ст­во бы­ло уве­ре­но, что Кры­лов – это ре­аль­ное ли­цо, и да­ло ко­ман­ду пред­ста­вить со­зда­те­ля при­клю­чен­че­с­ких рас­ска­зов к ме­да­ли.

Сра­зу по­сле вой­ны Гер­ман за­сел за ро­ман о лёт­чи­ках Се­вер­но­го фло­та «Не­сколь­ко дней». Од­на­ко эту ра­бо­ту ему вско­ре при­шлось ос­та­но­вить. Он ока­зал­ся в опа­ле. Его имя 14 ав­гу­с­та 1946 го­да по­па­ло в по­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) о жур­на­лах «Звез­да» и «Ле­нин­град». Пи­са­те­лю по­ста­ви­ли в ви­ну его хва­леб­ную ста­тью о Ми­ха­и­ле Зо­щен­ко, опуб­ли­ко­ван­ную 6 ию­ля в га­зе­те «Ле­нин­град­ская прав­да».

Что­бы хоть как-то оп­рав­дать­ся, Гер­ман бы­с­т­ро сме­нил те­му и в со­от­вет­ст­вии с но­вы­ми ус­та­нов­ка­ми вер­нул­ся к на­ча­то­му до вой­ны ки­но­сце­на­рию о ве­ли­ком хи­рур­ге Пи­ро­го­ве. Рас­чёт ока­зал­ся точ­ным. За съём­ки филь­ма взял­ся поль­зо­вав­ший­ся под­держ­кой в вер­хах ре­жис­сёр Гри­го­рий Ко­зин­цев. Кар­ти­ну сра­зу в 1948 го­ду от­ме­ти­ли Ста­лин­ской пре­ми­ей. Прав­да, Ко­зин­цев лет че­рез де­сять че­ст­но при­знал­ся, что фильм по­лу­чил­ся пло­хим. К чис­лу сво­их не­удач он от­нёс и сня­тую в 1953 го­ду по сце­на­рию Гер­ма­на и Еле­ны Се­ре­б­ров­ской кар­ти­ну «Бе­лин­ский».

За­яв­лен­ную в филь­ме «Пи­ро­гов» те­му Гер­ман про­дол­жил в по­ве­с­ти «Под­пол­ков­ник ме­ди­цин­ской служ­бы». За эту вещь тут же ух­ва­ти­лись в ре­дак­ции ле­нин­град­ско­го жур­на­ла «Звез­да». Ру­ко­пись уже бы­ла от­да­на в на­бор, но в это вре­мя в стра­не на­ча­лась борь­ба про­тив ко­с­мо­по­ли­тов, а у Гер­ма­на глав­но­го ге­роя, как на­зло, зва­ли Алек­сандр Мар­ко­вич Ле­вин. Ре­дак­то­ры за­па­ни­ко­ва­ли и пуб­ли­ка­цию по­ве­с­ти при­ос­та­но­ви­ли. От Гер­ма­на по­тре­бо­ва­ли пуб­лич­но­го от­ре­че­ния. И он дрог­нул. В мар­те 1949 го­да жур­нал на­пе­ча­тал его по­ка­ян­ное пись­мо. «Моя по­весть «Под­пол­ков­ник ме­ди­цин­ской служ­бы», на­пе­ча­тан­ная в жур­на­ле «Звез­да» (№ 1 за 1949 г.), – со­об­щал Гер­ман, – бы­ла под­верг­ну­та прин­ци­пи­аль­ной и спра­вед­ли­вой чи­та­тель­ской кри­ти­ке. Бы­ло ука­за­но, что глав­ный ге­рой по­ве­с­ти док­тор Ле­вин жи­вёт, за­мк­нув­шись в сво­ём ог­ра­ни­чен­ном мир­ке, це­ли­ком по­гру­жен в свои стра­да­ния, и что та­кой че­ло­век не име­ет пра­ва на­зы­вать­ся по­ло­жи­тель­ным ге­ро­ем. Ду­шев­ное са­мо­ко­па­ние ущерб­но­го ге­роя, слож­ность его от­но­ше­ния к лю­дям – всё это вме­с­те взя­тое со­зда­ло не­вер­ную кар­ти­ну жиз­ни гос­пи­та­ля и гар­ни­зо­на. Осо­знав эти ошиб­ки, я не счи­таю воз­мож­ным пе­ча­тать про­дол­же­ние по­ве­с­ти в жур­на­ле «Звез­да», так как она нуж­да­ет­ся в ко­рен­ной пе­ре­ра­бот­ке с пер­вой гла­вы до по­след­ней» («Звез­да», 1949, № 3). От­дель­ной кни­гой по­весть «Под­пол­ков­ник ме­ди­цин­ской служ­бы» вы­шла лишь в 1956 го­ду.

Стре­мясь из­бе­жать воз­мож­но­го аре­с­та, Гер­ман, что­бы до­ка­зать свою ло­яль­ность ре­жи­му и под­твер­дить свой па­т­ри­о­тизм, по­шёл по про­ве­рен­но­му пу­ти, уг­лу­бив­шись в ис­то­рию. На этот раз он став­ку сде­лал на Пе­т­ра Пер­во­го, по­свя­тив ему ро­ман «Рос­сия мо­ло­дая».

Од­на­ко пе­ре­жи­ва­ния бес­след­но не про­шли. Ле­том 1955 го­да, ког­да Гер­ман от­ды­хал в Кис­ло­вод­ске, с ним слу­чил­ся ин­фаркт. Поз­же, уже 7 сен­тя­б­ря он, ед­ва ок­ле­мав­шись, пи­сал Гри­го­рию Ко­зин­це­ву: «Дей­ст­ви­тель­но стук­нул ин­фаркт. Бы­ло это так: моя док­тор­ша очень вор­ча­ла, что я «не оформ­ляю се­бе жи­вот», т.е. не ху­дею. И ска­за­ла, что я дол­жен при­нять ре­ши­тель­ные ме­ры. Я их при­нял: по­сле нар­зан­ной ван­ны сра­зу по­шёл на Крас­ное Сол­ныш­ко – бо­д­рым ша­гом ма­тё­ро­го аль­пи­ни­с­та. Там стук­нул ко­нь­яч­ку, че­го Та­ня до сих пор не зна­ет. От­ту­да при­шёл в са­на­то­рий и сра­зу же был вы­зван к ин­ст­рук­тор­ше физ­куль­ту­ры. Она го­ня­ла ме­ня – раз, два, три че­ты­ре, на но­соч­ках, на но­соч­ках, под­бо­ро­док вы­ше, жи­вот втя­ни­те!.. Тут ста­ли уез­жать моск­ви­чи – я по­пёр­ся их про­во­жать. Та­с­кал ящи­ки с фрук­та­ми, вы­пил на вок­за­ле шам­пан­ско­го. В 10.30 по­ва­лил­ся спать. В че­ты­ре ча­са но­чи про­снул­ся от не­стер­пи­мой бо­ли воз­ле шеи. Бо­ле­ли но­ги ещё. Стал вер­теть­ся волч­ком по ком­на­те, по­том ра­зо­брал, что бо­лит ещё и ле­вая ру­ка, и серд­це. На­мо­чил по­ло­тен­це под кра­ном и при­жал его к сво­е­му тух­ло­му серд­чиш­ке. Не по­мог­ло. Тог­да я вы­ско­чил на бал­кон – го­лый. То­же не по­мог­ло. Тог­да я на­тя­нул пор­точ­ки и поз­вал се­с­т­ру. Она в ужа­се ото­рва­ла от мо­е­го тель­ца мо­к­рое по­ло­тен­це, да­ла ва­ли­до­лу. Ни­че­го. Раз ни­т­ро­гли­це­рин – ни­че­го. Ещё раз – без тол­ку. Тут я вро­де бы по­те­рял со­зна­ние. Смут­но по­мню, что ко­ло­ли без кон­ца ан­т­ро­пин, мор­фий и раз­ное дру­гое».

Кадр из фильма «Дорогой мой человек»
Кадр из фильма «Дорогой мой человек»

Оп­ра­вив­шись от ин­фарк­та, Гер­ман вновь вер­нул­ся к лю­би­мой те­ме и на­пи­сал о вра­гах це­лую три­ло­гию: «Де­ло, ко­то­ро­му ты слу­жишь», «До­ро­гой мой че­ло­век» и «Я от­ве­чаю за всё». Вес­ной 1966 го­да эта три­ло­гия бы­ла вы­дви­ну­та на со­ис­ка­ние Ле­нин­ской пре­мии. Но при го­ло­со­ва­нии кан­ди­да­ту­ра пи­са­те­ля бы­ла за­бал­ло­ти­ро­ва­на. Спу­с­тя не­сколь­ко ме­ся­цев, 13 сен­тя­б­ря 1966 го­да Кон­стан­тин Си­мо­нов, пы­та­ясь уте­шить тя­же­ло­боль­но­го ро­ма­ни­с­та, пи­сал ему: «Мы очень по-раз­но­му мно­гое с Ва­ми ви­дим, по-раз­но­му при­гля­ды­ва­ем­ся, ча­с­то раз­ное за­ме­ча­ем в лю­дях, но не­по­ко­ле­би­мость ве­ры в них, в этих лю­дей, иду­щая да­же не от ума и не толь­ко от серд­ца, а от­ку­да-то ещё глуб­же, под­спуд­нее, от брю­ха, что ли, эта ве­ра, мне ка­жет­ся, де­ла­ет нас близ­ки­ми друг дру­гу. Я во вся­ком слу­чае это так ощу­щаю и за­но­во ощу­тил, чи­тая Ва­шу три­ло­гию. А что не по­лу­чи­ли за неё пре­мию, я ду­маю, Вы, на­вер­ное, не рас­ст­ра­и­ва­е­тесь. Бог с ней, с пре­ми­ей».

Сей­час по­нят­но, что как ху­дож­ник Юрий Гер­ман был всё-та­ки сла­бым. По­пу­ляр­ным в на­ро­де его сде­ла­ли филь­мы. Ещё в 1956 го­ду Ио­сиф Хей­фиц снял по его сце­на­рию ки­но­кар­ти­ну «Де­ло Ру­мян­це­ва». Кро­ме то­го, Хей­фиц вы­пу­с­тил в 1960 го­ду фильм «До­ро­гой мой че­ло­век», ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­ви­ла вто­рая часть три­ло­гии Гер­ма­на о вра­чах.

По­том сын пи­са­те­ля – Алек­сей хо­тел эк­ра­ни­зи­ро­вать во­ен­ную про­зу от­ца. В се­ре­ди­не 1960-х го­дов они да­же вме­с­те взя­лись го­то­вить сце­на­рий о пар­ти­за­нах. Ра­бо­чее на­зва­ние у кар­ти­ны бы­ло «С Но­вым го­дом». Но вско­ре, как вспо­ми­нал Алек­сей Гер­ман, «отец край­не се­рь­ёз­но за­бо­лел. Я с од­ним кол­ле­гой по­пы­тал­ся на­пи­сать, по­лу­чи­лось не очень. При­вёз от­цу на да­чу в Со­сно­во. Он слу­шал, ку­рил. По­том взял­ся пе­ре­пи­сы­вать… По­мни­те силь­ную, по-мо­е­му, сце­ну, ког­да Ла­за­ре­ва вы­го­ня­ют под пу­ли на до­ро­гу? Это отец вы­пи­сал» («Крас­ная звез­да», 1990). Од­на­ко сов­ме­ст­ная ра­бо­та очень бы­с­т­ро обо­рва­лась. 16 ян­ва­ря 1967 го­да Гер­ман умер. Алек­сей за­кон­чил фильм лишь в 1971 го­ду, на­звав его «Про­вер­ка на до­ро­гах». Но он не по­нра­вил­ся на­чаль­ст­ву, лен­ту по­ло­жи­ли на пол­ку. На эк­ра­ны кар­ти­на вы­шла толь­ко в 1985 го­ду.

Из дру­гих эк­ра­ни­за­ций гер­ма­нов­ских книг от­ме­чу филь­мы Ильи Гу­ри­на «Верь­те мне, лю­ди» (1965), «Дай ла­пу, Друг!» (1967), «На­ши зна­ко­мые» (1969) и те­ле­се­ри­ал «Рос­сия мо­ло­дая», вы­шед­ший в эфир в 1983 го­ду. И ко­неч­но, на­до вы­де­лить филь­мы, сде­лан­ные Алек­се­ем Гер­ма­ном, «Тор­пе­до­нос­цы» и «Мой друг Иван Лап­шин».


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования