Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 04.12.2009

Тайна Андрея Тарковского

 В 2007-м Ан­д­рею Тар­ков­ско­му ис­пол­ни­лось бы 75 лет. В тот год я ре­шил по­про­бо­вать се­бя в ки­но и по­сту­пил учить­ся на Выс­шие кур­сы сце­на­ри­с­тов и ре­жис­сё­ров. Рань­ше, ко­неч­но, с ува­же­ни­ем от­но­сил­ся к име­ни Тар­ков­ско­го и к филь­мам из­ве­ст­но­го ре­жис­сё­ра. Все­гда по­мнил фи­наль­ный эпи­зод кар­ти­ны «Стра­с­ти по Ан­д­рею» – «Ко­ло­кол», ко­то­рый по­тряс в юно­с­ти, но ког­да я ока­зал­ся в сре­де ки­нош­ни­ков, имя Ан­д­рея Ар­се­нь­е­ви­ча за­зву­ча­ло для ме­ня по-ино­му. Здесь – это поч­ти свя­той не­пре­взой­дён­ный ма­с­тер. Мож­но срав­нить, к при­ме­ру, с До­сто­ев­ским или Тол­стым в рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

По­зд­нее, бла­го­да­ря мо­е­му ма­лень­ко­му филь­му, ме­ня при­гла­си­ли во Вла­ди­мир на од­ну из кон­фе­рен­ций, по­свя­щён­ных Ан­д­рею Ар­се­нь­е­ви­чу. В гос­ти­ни­це по­се­ли­ли в но­ме­ре с учё­ным-фи­ло­со­фом из Санкт-Пе­тер­бур­га Иго­рем Ив­лам­пи­е­вым. У не­го есть труд «Ху­до­же­ст­вен­ная фи­ло­со­фия Ан­д­рея Тар­ков­ско­го». Он рас­ска­зал ис­то­рию, ко­то­рая об­раз­но объ­яс­ня­ет грань от­но­ше­ния лю­дей к Тар­ков­ско­му.

Ив­лам­пи­ев ото­слал свой труд в один из из­ве­ст­ных ки­но­жур­на­лов, не бу­ду упо­ми­нать, в ка­кой. Глав­ный ре­дак­тор за­ин­те­ре­со­вал­ся трак­тов­кой филь­мов Ан­д­рея Ар­се­нь­е­ви­ча, но пе­ча­тать ста­тью в жур­на­ле от­ка­зал­ся. При­ве­ду по па­мя­ти при­мер­ную фор­му­ли­ров­ку: «Вы оши­ба­е­тесь, Тар­ков­ский – это не рус­ский фи­ло­соф, а яв­ле­ние ми­ро­вое». Име­лось в ви­ду, что в ис­кус­ст­ве Ан­д­рея Ар­се­нь­е­ви­ча дух за­пад­ной куль­ту­ры.

Сни­мать ки­но о ве­ли­ком ки­нош­ни­ке мне ка­за­лось не­воз­мож­ным. Да я и не по­мы­ш­лял. По­мог слу­чай. Мой быв­ший на­чаль­ник по ра­бо­те всё звал на ро­ди­ну сво­ей же­ны. И в оче­ред­ной раз от­ка­зать ему не на­шлось при­чи­ны. По­ехал. Это при­мер­но ки­ло­ме­т­ров 600 от Моск­вы. Се­ло За­вра­жье, что в Ко­ст­ром­ской об­ла­с­ти, ста­ло на­сто­я­щим от­кры­ти­ем. Как лю­бил го­во­рить Ми­ха­ил Ев­до­ки­мов: «Судь­ба…» Не снять о том, что здесь уви­дел, бы­ло не­воз­мож­но. При­ме­ча­тель­но, что по­сле по­ка­за мо­е­го не­боль­шо­го до­ку­мен­таль­но­го филь­ма поч­ти все зри­те­ли (а сре­ди них из­ве­ст­ные ки­но­ре­жис­сё­ры и ки­но­де­я­те­ли) вы­хо­ди­ли из за­ла при­мер­но с та­ки­ми сло­ва­ми: «Вро­де всё о нём знал, а вот это­го не знал». Хо­тя факт на по­верх­но­с­ти. Филь­мов о Тар­ков­ском мно­го, но ду­маю, что ни­кто не вы­де­лил для се­бя этот факт как важ­ный.

Ан­д­рей Ар­се­нь­е­вич Тар­ков­ский ро­дил­ся в 1932 го­ду в се­ле За­вра­жье, что тог­да сто­я­ло на сли­я­нии двух рек – Ун­жи и Нем­ды. И по на­сто­я­нию от­ца по­эта – Ар­се­ния Тар­ков­ско­го был там же кре­щён в хра­ме Рож­де­ст­ва Св. Бо­го­ро­ди­цы. Не мо­гу не упо­мя­нуть: в этом же хра­ме слу­жи­ли пред­ки Пав­ла Фло­рен­ско­го.

За­вра­жье ны­не в Ко­ст­ром­ской об­ла­с­ти, а ро­дил­ся ре­жис­сёр в се­ле, ко­то­рое тог­да вхо­ди­ло в Ива­нов­скую об­ласть. Де­ло в том, что до се­ре­ди­ны про­шло­го сто­ле­тия За­вра­жье на­хо­ди­лось в се­ми ки­ло­ме­т­рах от рус­ла ре­ки Вол­га, как я уже упо­мя­нул, на сли­я­нии двух дру­гих ши­ро­ких рек – Ун­жа и Нем­да. Тог­да тут бы­ли жи­во­пис­ные бе­ре­га, хол­мы, ов­ра­ги, ро­щи, церк­ви, мо­на­с­ты­ри… Сей­час всё это без­гра­нич­ная во­да, всё это Вол­га – Горь­ков­ское во­до­хра­ни­ли­ще. «Моя ро­ди­на под во­дой», – как-то упо­мя­нул Ан­д­рей Тар­ков­ский, так я и на­звал свой до­ку­мен­таль­ный фильм. Вы­ра­же­ние име­ло бук­валь­ный смысл. Пол­се­ла За­вра­жье за­топ­ле­но, в том чис­ле и от­чий дом ре­жис­сё­ра. Он на­хо­дил­ся в вось­ми­стах ме­т­рах от ны­неш­не­го бе­ре­га Вол­ги.

В ав­то­био­гра­фич­ном филь­ме «Зер­ка­ло» Ан­д­рей Ар­се­нь­е­вич вос­про­из­вёл в дей­ст­ви­тель­но­с­ти свою ро­ди­ну – та­кой, ка­кой она бы­ла, ка­кой он её за­пом­нил, ког­да во вре­мя вой­ны они с ма­туш­кой Ма­ри­ей Ива­нов­ной Виш­ня­ко­вой при­хо­ди­ли сю­да из Юрь­ев­ца об­ме­ни­вать на про­дук­ты ве­щи. Го­лод­ное вре­мя. Эти ка­д­ры есть в «Зер­ка­ле». Го­во­рят, бы­ли сня­ты и ка­д­ры, ког­да ма­лень­кий Ан­д­рей ны­ря­ет и ви­дит дом. От­че­го-то ре­жис­сё­ром этот эпи­зод был вы­ре­зан. Как мне ви­дит­ся, в этом есть не­кая тай­на. «Моя Ро­ди­на под во­дой» – это как ме­та­фо­ра, спо­соб­ная уме­с­тить в се­бе са­мый тра­гич­ный смысл жиз­ни са­мо­го ре­жис­сё­ра, его эми­г­ра­ции, твор­че­ст­ва.

В се­ле За­вра­жье не­ког­да бы­ло це­лых три хра­ма. Один из них под во­дой, два дру­гих сей­час по­лу­раз­ру­ше­ны, у под­но­жья – во­да… «Гор­дая во­да», – пи­шет в сво­их сти­хах де­вя­но­с­то­лет­няя ба­ба Па­ня, уро­жен­ка этих мест, бо­д­рая и очень жи­вая. Она по­мнит то преж­нее За­вра­жье… Ка­жет­ся, она так и ос­та­лась в нём. А ны­неш­нее се­ло – при­зрак в её во­об­ра­же­нии… И рож­да­ют­ся тут про­об­ра­зы вос­по­ми­на­ний Ан­д­рея из «Зер­ка­ла». Ба­буш­ка Па­ня со­то­вые мо­биль­ни­ки умы­ш­лен­но на­зы­ва­ет «мо­гиль­ни­ка­ми». Жи­вёт тут и ме­ст­ный ху­дож­ник – Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич – в его кар­ти­нах мы уз­на­ём те са­мые лу­га, уют­ные церк­вуш­ки меж рек Ун­жа и Нем­да. По­лу­раз­ру­шен­ные фре­с­ки церк­вей – те са­мые, ко­то­рые вос­ста­нав­ли­вал Ан­д­рей Тар­ков­ский как ре­жис­сёр в «Ан­д­рее Руб­лё­ве». И как про­ро­че­ст­во для на­шей съё­моч­ной груп­пы зву­чат сло­ва из этой ки­но­кар­ти­ны: «Снег идёт… Ни­че­го нет страш­нее, ког­да снег в хра­ме идёт…» Мы сни­ма­ли, и хло­пь­я­ми ва­лил в хра­ме снег. Что­бы по­чув­ст­во­вать эту тра­ге­дию, на­до ви­деть ка­д­ры. Фильм «Моя ро­ди­на под во­дой» мож­но по­смо­т­реть в Ин­тер­не­те, на­брав его на­зва­ние в по­ис­ке. 


Егор КАРПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования