Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 15.07.2011

Душа моя – ледяной истукан

Алексей Иванов
Алексей Иванов

Имя пермского писателя Алексея Иванова у всех на слуху. Каждая его новая вещь вызывает массу откликов. При этом удивительно, что прежние его вещи не забываются и продолжают волновать. Свидетельство тому – публикуемые нами свежие отзывы на одну из первых книг А.Иванова «Географ глобус пропил», которая написана ещё в 1995 году.

 

Все об­ра­зы, что мы со­зда­ём –

это лишь ко­пии с нас са­мих.

С.Мо­эм

 

Все зна­ния, ко­то­ры­ми вла­де­ют со­вре­мен­ные пи­са­те­ли, за­им­ст­во­ва­ны ими из уже на­пи­сан­ных книг. Так что ког­да они пы­та­ют­ся те­бе что-то объ­яс­нить, они все­гда при­во­дят в при­мер ка­кое-то клас­си­че­с­кое про­из­ве­де­ние. Вот по­че­му так мно­го книг, ко­то­рые по­хо­жи на дру­гие кни­ги. Но я ни­че­го не имею про­тив это­го. Та­кие кни­ги я не толь­ко по­ку­паю, но и чи­таю.

«Ге­о­граф гло­бус про­пил» Алек­сея Ива­но­ва не ис­клю­че­ние. По боль­шо­му счё­ту пи­са­тель, ис­поль­зуя горь­ков­ский «ме­тод соц­ре­а­лиз­ма», до­сто­вер­но по­ка­зал нам пост­со­вет­ский па­ноп­ти­кум. Что-то по­доб­ное мной уже бы­ло про­чи­та­но или ус­лы­ша­но, но у «Ге­о­гра­фа» есть не­сколь­ко су­ще­ст­вен­ных осо­бен­но­с­тей, и этим он от­ли­ча­ет­ся от дру­гих по­доб­ных книг. Всё за­клю­ча­ет­ся в том, как это сде­лал Алек­сей Ива­нов.

Сдер­жан­но. Не­воз­му­ти­мо. Не­при­нуж­дён­но. Тон­ко. С убий­ст­вен­ной иро­ни­ей. Не­слож­ный по ком­по­зи­ции, на­пи­сан­ный про­стым, до­ход­чи­вым и при этом ос­т­ро­ум­ным язы­ком и по­это­му оди­на­ко­во по­нят­ный лю­бо­му ген­дер­но­му по­ко­ле­нию, ув­ле­ка­тель­ный, по­рой да­же за­хва­ты­ва­ю­щий по сю­же­ту, «Ге­о­граф» по­это­му и был при­нят чи­та­тель­ской ау­ди­то­ри­ей на ура. Кри­ти­ка поч­ти ком­пли­мен­тар­ная.

Пер­вые две ча­с­ти кни­ги вы­пол­не­ны, ско­рее, в фор­ме че­хов­ских ко­рот­ких юмо­ри­с­ти­че­с­ких но­велл, свя­зан­ных об­щим сю­же­том до­воль­но сла­бо, хо­тя по­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий и мож­но про­сле­дить. Каж­дая гла­ва – са­мо­сто­я­тель­ный рас­сказ, до­чи­тал до кон­ца – и мож­но не бо­ять­ся, что всё за­кон­чи­лось на са­мом ин­те­рес­ном ме­с­те. И уже с са­мо­го на­ча­ла кни­ги по­сте­пен­но на­бу­ха­ет и фор­ми­ру­ет­ся идея по­хо­да – куль­ми­на­ция ро­ма­на, фи­наль­ная часть, рас­ска­зан­ная уже не от тре­ть­е­го ли­ца, а от пер­во­го, ко­то­рая как раз на рас­ска­зы уже и не по­хо­жа. Всё стре­мит­ся к это­му по­хо­ду, вер­тит­ся во­круг не­го.

Алек­сей Ива­нов со­здал убе­ди­тель­ный иро­нич­но-са­ти­ри­че­с­кий ро­ман. Мож­но бы­ло да­же со­здать на та­ком бла­го­дат­ном ма­те­ри­а­ле, как «по­хож­де­ния» Вик­то­ра Служ­ки­на, ли­те­ра­тур­ную фран­ши­зу, как при­клю­че­ния Бе­ше­но­го, Ме­че­но­го и т.д.

Глав­ный ге­рой «Ге­о­гра­фа» – Вик­тор Служ­кин – во всех си­ту­а­ци­ях жиз­не­ра­до­с­тен. Не злит­ся на мир, как ос­таль­ные, не де­ла­ет все­лен­ской тра­ге­дии из сво­ей, как мно­гим ка­жет­ся, ник­чём­ной жиз­ни, а твор­че­с­кий мар­ги­нал толь­ко так и дол­жен жить, не впа­да­ет в де­прес­сии. Уди­ви­тель­но, но Служ­кин во всём ищет хо­ро­шее, ра­до­ст­ное, и это по­мо­га­ет ему пре­одо­леть труд­но­с­ти, най­ти по­ни­ма­ние сре­ди «крас­ной про­фес­су­ры». Быть оп­ти­ми­с­том ему по­мо­га­ет его не­ис­ся­ка­е­мый юмор, но на дне его, та­ко­го ве­сё­ло­го и ис­крен­не­го, ле­жат слё­зы.

В «Ге­о­гра­фе» юмор Служ­ки­на вы­сту­па­ет как не­об­хо­ди­мый и важ­ный ком­по­нент ав­тор­ско­го вос­при­я­тия и изо­б­ра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Наш ге­рой не скло­нен осо­бо мно­го рас­суж­дать о том, что он де­ла­ет и как он это де­ла­ет. Про­сти­те, но про­сти­тут­ки ведь то­же не при­хо­дят до­мой, что­бы ска­зать: «Ми­лый, се­го­дня на ра­бо­те я от­ра­бо­та­ла так, как не ра­бо­та­ла ещё ни­ког­да».

Служ­кин про­сто жи­вёт, по на­и­тию, по ин­ту­и­ции, и имен­но это по­мо­га­ет ему в от­ли­чие от дру­гих ге­ро­ев со­хра­нить в се­бе до­сто­ин­ст­во. Его со­хра­нить труд­но, но мож­но. Фра­за: «Я от­ка­чаю всех то­ну­щих, но за­хлё­бы­вать­ся они бу­дут по-на­сто­я­ще­му» – это ге­ни­аль­но! За это вос­при­я­тие жиз­ни Вик­то­ру Служ­ки­ну пол­ный ре­с­пект.

Ме­ня пу­га­ют лю­ди, ко­то­рые го­во­рят, что зна­ют, как всё долж­но быть. Да, наш ге­рой пьёт, но он не горь­кий пья­ни­ца, в кон­це кон­цов, в Рос­сии – это на­ци­о­наль­ное свой­ст­во ха­рак­те­ра, ког­да пло­хо или ве­се­ло на ду­ше, при­нять на грудь, и за это уп­ре­кать Служ­ки­на бу­дет не­вер­но. Он мо­жет быть не­ве­ро­ят­но дис­цип­ли­ни­ро­ван­ным, но в его по­ня­тии, да и в мо­ём так­же, дис­цип­ли­ни­ро­ван­ность под­вид глу­по­с­ти.

Я чи­тал от­зы­вы на Служ­ки­на, его об­ви­ня­ют, что он про­сто ни­ку­дыш­ный учи­тель. А Ро­за Бо­ри­сов­на – ку­дыш­няя, от­ку­да вы это взя­ли?! А Ки­ра, дру­гие… За­да­ча шко­лы в «Ге­о­гра­фе» па­с­ти де­тей, и каж­дый учи­тель вы­сту­па­ет па­с­ту­хом, и уж кто как уме­ет, так и па­сёт своё ста­до. Служ­кин учит­ся не бес­по­ко­ить­ся о тех ве­щах, ко­то­рые не мо­жет кон­тро­ли­ро­вать. Вы бес­по­ко­и­тесь о том, что са­мо­лёт сей­час упа­дёт? Вы что – пи­лот, что ли? «Крас­ная про­фес­су­ра» и иже с ни­ми – это, что, род­ные де­ти Служ­ки­на? Это он их вос­пи­тал не­вос­пи­тан­ны­ми ха­ма­ми до де­вя­то­го клас­са? Или «крас­ная про­фес­су­ра» до Служ­ки­на не зло­упо­треб­ля­ла ал­ко­го­лем?! По­это­му не на­до мо­ра­ли­зи­ро­вать Служ­ки­на. Со­гла­шусь, сце­ны, где наш ге­рой рас­пи­ва­ет вод­ку с по­до­печ­ны­ми, на­пря­га­ют, но это не раз­врат, по­то­му что все дей­ст­вия ге­о­гра­фа не­пред­на­ме­рен­ные. Глав­ное до­сто­ин­ст­во Служ­ки­на как учи­те­ля в его ис­крен­но­с­ти и прав­ди­во­с­ти, и, что са­мое по­ра­зи­тель­ное, он лю­бит сво­их обол­ту­сов, он их жа­ле­ет, по­то­му что по­ни­ма­ет, что ни­ко­му они по боль­шо­му счё­ту не нуж­ны. И ещё Служ­кин и сам по­ни­ма­ет, что учи­тель из не­го ни­ка­кой, но его лич­ное от­ли­чие от Ки­ры, Уг­ро­зы и дру­гих, что он не мнит из се­бя Учи­те­ля. И Служ­ки­на на­до вос­при­ни­мать та­ким, ка­ков он есть на са­мом де­ле, не иде­а­ли­зи­руя, но и не уни­жая.

– Сти­хи вы ка­кие-то, ка­жет­ся, уче­ни­кам чи­та­ли, да?

– Жёг гла­го­лом, да на­зва­ли ба­ла­бо­лом, – со­гла­сил­ся Служ­кин.

Ба­ла­бол, но че­ст­ный, ис­крен­ний и не же­ла­ю­щий при­не­с­ти вре­да. Про­ще про­сто­го об­ру­гать учи­те­ля Служ­ки­на, но ука­жи­те мне в «Ге­о­гра­фе» до­стой­но­го учи­те­ля, ко­то­ро­го ува­жа­ет «крас­ная про­фес­су­ра»… Нет та­ко­го, вот вам и школь­ный па­ноп­ти­кум.

Ма­с­тер­ст­во Алек­сея Ива­но­ва как пи­са­те­ля в том, что он со­здал кни­гу, вы­зы­ва­ю­щую у чи­та­те­лей про­ти­во­ре­чи­вые чув­ст­ва: от вос­тор­га до от­вра­ще­ния. Все об­ра­зы по­ст­ро­е­ны на этом про­ти­во­ре­чии.

– А ка­кой я? – спо­кой­но по­ин­те­ре­со­вал­ся Служ­кин.

– Сло­ва от те­бя че­ло­ве­че­с­ко­го не дож­дёшь­ся, од­ни шут­ки!..

– Без шут­ки жить жут­ко.

Афо­ризм не из ве­сё­лых, но в ка­кой-то сте­пе­ни он оп­ре­де­ля­ет на­ст­ро­е­ние кни­ги. В от­ли­чие от глав­но­го ге­роя Вик­то­ра Служ­ки­на, все ос­таль­ные плы­вут по те­че­нию, и их это ус­т­ра­и­ва­ет, хо­тя все жиз­нен­но не­удов­ле­тво­ре­ны сво­им по­ло­же­ни­ем, но и ни­че­го не де­ла­ют для из­ме­не­ний.

Так в чём же кре­до Вик­то­ра Служ­ки­на? Он ли Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни, Пе­чо­рин но­мер два? Не бу­дем воз­во­дить Служ­ки­на в ранг ге­роя, он про­сто че­ло­век со сво­и­ми та­ра­ка­на­ми в го­ло­ве, но вчи­тай­тесь, вду­май­тесь в две фра­зы, и Вик­тор Служ­кин не ста­нет для вас по­сто­рон­ним че­ло­ве­ком:

«Я че­ло­ве­ка ищу, всю жизнь ищу – че­ло­ве­ка в дру­гом че­ло­ве­ке, в се­бе, в че­ло­ве­че­ст­ве, во­об­ще че­ло­ве­ка!»

«На­хо­дишь толь­ко тог­да, ког­да не зна­ешь, че­го ищешь. А по­ни­ма­ешь, что на­шёл, ча­ще все­го толь­ко тог­да, ког­да уже по­те­рял».

По­став­лен­ную пе­ред со­бой за­да­чу Алек­сей Ива­нов ис­пол­нил с при­ме­ча­тель­ным уме­ни­ем, он по­се­лил в чи­та­тель­ских ду­шах со­мне­ния, и это до­ро­го­го сто­ит…

Ес­ли под­во­дить итог, то кни­га Алек­сея Ива­но­ва «Ге­о­граф гло­бус про­пил» тро­га­тель­но-пе­чаль­ная, стран­но прон­зи­тель­но-звон­кая, по-рус­ски на­ив­но-чи­с­тая с му­д­ры­ми от­тен­ка­ми, ко­то­рые на­до про­чув­ст­во­вать – не ше­девр, но мно­го­гран­ная и не­од­но­знач­ная, как на­ша жизнь, как со­вре­мен­ная рус­ская про­за, что весь­ма ред­ко сей­час бы­ва­ет.

Хо­чет­ся ве­рить, что на за­ка­те лет Вик­тор Служ­кин ска­жет: «Жизнь у ме­ня бы­ла пол­ная, ин­те­рес­ная», а не: «Гос­по­ди, ка­кая же жизнь то­с­ка!»


Артур АКМИНЛАУС




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования