Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 04.07.2014

Прикосновение к потустороннему

Об одновременно простом и очень загадочном стихотворении Михаила Лермонтова «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…») написано очень много – от серьёзных исследований до спорных предположений.

Дату написания стихотворения исследователи относят к маю и началу июня 1841 года. Два его автографа – черновой и беловой – содержатся в дневнике, подаренном Лермонтову В.Ф. Одоевским 13 апреля того же года.

В.С. Соловьёв, разбирая стихотворение, писал: «…сон здорового Лермонтова, который видел себя самого смертельно раненным, – дело сравнительно обыкновенное, хотя, во всяком случае, это был сон в существенных чертах своих вещий, потому что через несколько месяцев после того, как это стихотворение было записано в тетради Лермонтова, поэт был действительно глубоко ранен пулею в грудь, действительно лежал на песке с открытою раной, и действительно уступы скал теснилися кругом…

Лермонтов видел, значит, не только сон своего сна, но и тот сон, который снился сну его сна – сновидение в кубе.

Во всяком случае, остаётся факт, что Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел её заранее».

То, что Лермонтов именно в этом стихотворении предсказал и предвидел свою гибель, нам кажется спорным. Мрачные предчувствия преследовали поэта и до этого. За считанные дни до последней дуэли Лермонтов в разговоре со своим товарищем по юнкерской школе П.А. Гвоздевым сказал: «Чувствую – мне очень мало осталось жить».

Человека, обременённого тревогами военной жизни, прежде участвовавшего в боевых действиях и вынужденного через считанные дни вернуться на Кавказскую войну, могли обуревать грустные мысли о собственной гибели, и ничего удивительного в этом нет.

Думается, что «Сон» никакого отношения к каким-либо предсказаниям и предчувствиям не имеет отношения, хотя в какой-то степени напоминает и картину гибели поэта на дуэли. Но стихотворение, скорее всего, обращено к прошлой жизни Лермонтова от времени создания этого шедевра.

К теме сражённого пулей человека поэт обращался и ранее в малоизвестном стихотворении «Le blesse» («Раненый»), написанном на французском языке, в котором автор изображает раненого человека, который «в корчах пал на землю Пред лесом опустевшим», и «кровь сочится из больного сердца, И он ушёл в свои воспоминания, Поняв, что всеми позабыт давно».

Во «Сне» поэт вернулся к прежнему наброску и довёл свой замысел до конца, поменяв обстановку, окружавшую раненого.

Картины, описанные в стихотворении, скорее всего, взяты из реальной жизни.

К примеру, известный дагестанский краевед, автор книги «Лермонтов в Дагестане» Булач Гаджиев, досконально изучивший путь следования поэта по Стране гор, пришёл к выводу, что «действие» этого стихотворение происходит «Только в долине речки Шура-озень у основания песчаного великана Сарыкум!» Далее Гаджиев продолжает: «Здесь имеются «уступы скал» Нараттюбинского хребта, теснящиеся кругом».

Действительно, отряд генерала А.В. Галафеева, в который был командирован Лермонтов, после жарких боёв в Чечне (в том числе и сражение при реке Валерик) направился в Дагестан. Этот поход длился в самый жаркий период: с 17 июля по 2 августа 1840 года. Передвигаясь по широкой Кумыкской степи, Лермонтов вряд ли мог увидеть песок, что является «атрибутом» «Сна». Единственным исключением здесь мог послужить огромный бархан Сарыкум, рядом с которым пролегала дорога в Темир-Хан-Шуру (нынешний Буйнакск), куда отряд Галафеева прибыл 29 июля. Вряд ли могли Лермонтов и его сослуживцы пройти мимо этого чуда природы, не проявив к нему никакого интереса. Кстати, известный фильм «Белое солнце пустыни» был снят на этом бархане.

Главным «атрибутом» стихотворения всё же является «полдневный жар в долине Дагестана». Здесь жара на равнине в летнюю пору иногда достигает 35–40 градусов, и она вместе с влажным воздухом сильно действует на мозг даже здорового человека, вгоняя его в глубокую дрёму. В этом состоянии мозг может «показать» множество разных сновидений. Это на себе наверняка испытал и Лермонтов, уставший от военно-походной жизни.

Одним словом, воспоминания о жарких схватках, заботах и тревогах походных будней вернули поэта к размышлениям о раненом человеке.

И в «Раненом» и во «Сне» герой одиноко брошен. Ни там, ни здесь речь не идёт о битве, о массовом убийстве людей. В таком случае раненых и убитых могло быть намного больше. Не говорится и о том, что раненый – военный. Да и оставленный умирать одинокий солдат или другой воюющий человек не выглядит правдоподобно. Это какой-то особый случай, о котором автор стихотворения умалчивает. Поэтому Лермонтов второе своё обращение к данной теме облёк в форму своего собственного сна, где происходит соприкосновение двух других снов.

В стихотворении «Сон» и основной лейтмотив отношений героя и героини находится не на первом плане. Безусловно, поэта волновали совершенно другие вопросы, касающиеся внутреннего мира умирающего в неестественной обстановке человека.

Сон умирающего героя стихотворения, который видел свою любимую женщину «в родимой стороне», и сон героини, видевшей «знакомый труп» в «долине Дагестане», – это попытка Лермонтова заглянуть по ту сторону земной жизни, в жизнь человека после его смерти.

В этом убеждают нас ряд глубоких исследований, проведённых Робертом Моуди, Элизабет Каблер-Расс и другими, изучившими «жизнь после жизни». Работая с пациентами, испытавшими клиническую смерть, эти учёные выявили и раскрыли множество тайн, связанных с умиранием. Они пришли к выводу, что умирающие организмы, подвергшиеся внезапному и жестокому нападению, подают действенные сигналы. Также они подтвердили, что возникает связь между умирающим и живым, называемая исследователями «сверхчувственным восприятием».

Не менее интересно в этом плане исследование Алана Ландсберга и Чарлза Файе «Встречи с тем, что мы называем смертью», которые, исходя из наблюдений Моуди и Каблер-Расс, анализируют различные уровни явлений смерти. Они, рассматривая «встречи со смертью», делит их на четыре рода.

Случай, описанный в лермонтовском стихотворении, подпадает под «встречи четвёртого рода»: «Встречи четвёртого рода со смертью могут происходить различными способами: парасенсорным слышанием, когда живой человек слышит голос находящегося в состоянии клинической смерти либо умершего; парасенсорным видением, когда человек видит образ умершего или умирающего; парасенсорным осязанием, когда человек ощущает щекою ледяное дыхание или мягкое прикосновение к руке или плечу человека умершего или в состоянии клинической смерти. Все эти явления засвидетельствованы».

Остаётся лишь гадать: как удалось Лермонтову предвосхитить открытия, сделанные учёными в ХХ веке? Не исключено, что тому поспособствовал его собственный жизненный опыт, встречи с тяжелоранеными людьми, оказавшимися на грани жизни и смерти и рассказавшими поэту о своём «пребывании» вне тела.

Нельзя тут отстранять и дар, по словам В.С. Соловёва, «вещего чародея и прорицателя», полученный поэтом от своего древнего шотландского предка.

Тогда невольно возникают вопросы и другого характера.

Мог ли Лермонтов, написав свой «Сон» от первого лица, напророчить себе погибель? Если да, то сделал бы это нарочно, чтобы «забыться и заснуть»?

Нам не дано знать ни того, ни другого. 


Арбен КАРДАШ,
г. МАХАЧКАЛА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования